С относительно недавних времен каменного века, когда человек освободился от покрывающей его шерсти и встал на задние ноги, вопрос обогрева и комфорта проявился достаточно остро. Вот и сообразили наши предки, что вместо того, чтобы пытаться вновь вырастить собственную шерсть на теле, можно воспользоваться чужой. Так и возникла эта славная и уже достаточно продолжительная традиция делать себе одежду из кожи и меха животных. И, надо заметить, что люди в этом отношении очень даже преуспели.

Справедливости ради заметим, что некоторые сторонники недарвиновской теории происхождения человека убеждены, что настоящей одеждой человека должны быть не прекрасные меха, а фиговые листики. Но наши соотечественники, да и большинство жителей северных стран с ними не согласятся. С одной стороны фиги в наших местах не растут – все больше елки, а хвоей не только от мороза, но и от постороннего взгляда не прикроешься. Конечно, понятно, что в Эдеме (ученые утверждают, что он где-то между Тигром и Евфратом располагался), и на Канарских островах, где нынешние «зеленые» базируются, даже и без фиговых листиков не замерзнешь. Им, конечно, хорошо говорить – пусть каждый греется собственной шерстью и ходит в своей шкуре.

В наших широтах – иная обстановка. Посмотреть бы на этих сторонников живой природы в Сибири или хотя бы в центральной России даже в марте, когда еще сегодня снег да мороз кругом. Тут без мехов просто не обойтись. Тем более, что многие животные (например, овцы), жертвующие свое мясо на алтарь кулинарного искусства, все равно расстаются с собственными шкурами. А из них, после соответствующей обработки пятигорская меховая фабрика делает отменные мутоновые шубки, устойчивые в носке и отменно защищающие наше народонаселение от крепких российских морозов.

Справедливости ради нужно заметить, что меха – это не только русская традиция, хотя лучше русского соболя вряд ли что-либо можно себе представить. Недаром черного соболя называют «мягким золотом» и все попытки вырастить зверька в неволе не дают столь качественного, мягкого, пушистого и блестящего меха. Наши зарубежные соседи также исстари любят и пользуют меха. Достаточно глянуть на геральдические знаки западноевропейских родов, чтобы увидеть черные пятнышки на белом фоне – символ королевской горностаевой мантии и принадлежности к благородным кровям. А вся Чингизхановская рать, одетая в дубленки из овчины, а ведь воинов было множество – не один миллион! Одежда, отлично годившаяся как для зимы, так и для лета – достаточно было лишь вывернуть ее мехом внутрь или наружу.

Кстати, ничто лучше натурального меха от холода не защищает – видимо, сама природа позаботилась об этом. Ведь не только ради традиции чукчи и другие северные народы в изготовлении одежды используют исключительно меха и шкуры животных, а не их синтетические аналоги, которые в изобилии предлагаются им современными производителями, желающими приобщить народ высокотехнологичной культуре.

Подтверждением этому служит наблюдение, которым поделился с автором этих строк один из полярных исследователей, С.Гавриленко. Во время экспедиций в Арктику и Антарктику, наши полярники комплектуются исключительно спецодеждой, сделанной из натурального меха или кожи. Снаряжение это относительно тяжелое, и по внешнему виду не столь эффектное и красочное, как, например, у японских коллег, разгуливавших в пестрых и легких синтетических курточках и шароварах. Но вся эта прелесть только до первой настоящей метели и мороза, при которых именно натуральные меха проявляют свои лучшие качества и свойства, на зависть высокотехнологичным японцам.

15.03.2012