Сегодняшняя Италия по праву считается законодательницей в мире высокой моды. Итальянская одежда отличается стилем, изысканностью, элегантностью, поэтому находит своих почитателей и среди мужчин, и среди женщин. Но эта страна не всегда была лидером модной индустрии – такое звание за ней закрепилось всего лишь лет сорок тому. А до 70-х годов 20 века свои правила в модной одежде «диктовала» Франция.

Итальянская одежда и мода – это явления с многовековой историей. Уже во времена Древнего Рима жители этой страны придерживались четких правил в составлении гардероба. Историки говорят о том, что прототипом итальянской одежды стали наряды жителей Древней Греции. Отчасти так оно и было, ведь традиционная римская туника и тога имели очень много общих черт с греческими хитоном и гиматией. Даже ткани на их создание использовались одинаковые – лен и шерсть. А в то время, когда в Италию впервые завезли с Востока шелк и парчу, знатное население могло себе позволить шить одежду и из этих дорогих тканей, стоимость которых оценивалась в золоте.

В древней Италии существовало четкое распределение населения по социальному положению. А итальянская одежда, а точнее, ее определенные элементы, призвана была подчеркивать эти различия.

Повседневная одежда древнего римлянина – это обычная туника, которая сшивалась из двух полотен, одевалась через голову, не обладала воротником, а вместо рукавов имела только проймы. С течением времени к ней начали отдельно пришивать короткие, по локоть, рукава. Туника обязательно подпоясывалась. Такая конструкция одежды была одинаковой для всего мужского населения. Но вот в деталях были свои особенности: широкая пурпурная полоса на одежде свидетельствовала, что ее хозяин – сенатор; всадники и трибуны облачались в тунику с узкой пурпурной полосой; наряд простолюдина должен был быть серым (невыбеленным) и коротким. Короткую тунику носили и воины.

Помимо туники, каждый житель Древней Италии обязательно имел тогу – своеобразный плащ из белой шерсти. Тогу запрещалось носить иностранцам и рабам. Она служила своеобразным символом «гражданства» страны и также своими элементами символизировала то или иное социальное положение человека: пурпурная кайма выделяла сановников; белоснежную тогу мог носить только человек с «чистой» репутацией; расшитая узорами тога – привилегия триумфатора.

Носить тогу начинали только в 16 лет, поддевая под нее «фартух», который заменял в то время штаны. И если первые тоги были небольшого размера, то с течением времени их начали шить длинными и широкими (полотно могло достигать размера 3,5х5,5 м).

Вплоть до Средних веков в Италии широко применялся еще один вид верхней одежды – пенула. Она представляла собой круглый отрез ткани с прорезью для головы и пришитым капюшоном. Крестьяне носили простую пенулу из грубой шерсти, а богатые представители населения отдавали предпочтение плащам из дорогих тканей с украшениями.

Итальянская одежда для женщин также имела свою историю и вначале практически не отличалась от мужской. Римлянки также носили тунику такого ж покроя, как и мужчины. Но поверх туники обязательно одевалась длинная стола. Была в гардеробе итальянки обязательно и пенула. Состоятельные женщины могли себе позволить носить одежду темных красных цветов, представительницы простого сословия – только серого.

Важным элементом женского гардероба был шарф или платок. Его изготовляли из окрашенных тканей, которые украшались вышивкой.

9.12.2011